Паломничество

В Троице - Сканов монастырь

 Троице - сканов Монастырь

 

   Паломническая поездка взрослой Воскресной школы в Троице - Сканов монастырь начинается в 4-00 утра 13-го сентября в субботу, с «молебна путешествующим». После молебна садимся в автобус и по мокрому ночному асфальту отправляемся в путь к древней святой обители.

   Погода выдалась пасмурной, практически постоянно шла мелкая изморось, иногда превращаясь в крупные капли дождя, которые неожиданно возникали впереди автобуса, загораясь в свете его фар. Они как бы вылетали из одной точки в пространстве, разбегаясь в разные стороны и врезаясь в лобовое стекло, откуда их смахивали неутомимые "дворники".

   Ехать по глубинке России всегда приятно, редко когда дорога бывает загруженной, и автобус мчится вперед, практически не встречая на своем пути никаких преград в виде еле ползущих КамАЗов, а если те и попадаются, то здесь их можно обогнать без особых проблем, не то, что на Каширском шоссе.

   Весь наш путь длится около четырех часов, мы приезжаем в монастырь, когда послушница начинает читать Апостол. В храме нас встречает игуменья монастыря матушка Евстолия, которая благословляет меня зайти в алтарь, а остальным паломникам разрешает подойти к святыням, находящимся в храме. Здесь очень много икон с частицами мощей, но главная святыня монастыря это Трубчевская икона Божией Матери. Очень многие получают утешение перед этой святой иконой, через которую Господь, по молитвам Богородицы дарует нам великую благодать «немощные врачующую».

   По окончанию литургии для нас проводит беседу монахиня Нина, которая вместе с рассказом о монастыре и его главной святыне Трубчевской иконе Божией Матери, повествует и о проблемах современной жизни, о грехах, с которыми мы так сжились и не хотим бороться. Мы узнаём, что монастырь этот до революции был мужским, но когда его в руинах вернули церкви, то первыми насельницами здесь стали женщины.

   Храмы на поверхности земли это не все, чем знаменательна эта обитель. В двух километрах к востоку от нее находятся пещеры, в которых с древних времен подвизались великие подвижники, никогда не выходившие наружу. Продукты, а это были только овощи, им доставляли из монастыря по подземному ходу, воду они брали из колодцев, находившихся у них в пещерах, а их кельи становились и их могилами. Когда монах умирал, его не хоронили отдельно, а просто замуровывали вход, оставляя его на том месте, где он нес свой немыслимый для нас подвиг. Такие кельи – склепы обозначены крестами, до сих пор в них покоятся монахи, чьи имена известны только Богу.

   Сейчас пещерный монастырь начинает свое возрождение: вот уже несколько месяцев как здесь подвизаются новые насельники. Пока их всего трое. В пещерах служатся молебны и панихиды, а литургию один раз в неделю разрешают служить в Троицком соборе женского монастыря.

   Место, где расположился этот подземный монастырь, очень живописное. К входу в пещеры, на вершину горы, ведет длинная лестница. Сверху открывается удивительный вид на окрестность. Высокие деревья остаются внизу, а мы стоим над их вершинами, созерцая бескрайний простор Руси, которая все еще дышит духом православия. Пока много на ней многострадальной порушенных храмов и монастырей, которые как раны от побоев богоборцев зияют на ее измученном теле. Но, слава Богу, этих ран становиться все меньше, они залечиваются новыми подвижниками, желающими посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви. Они, как опытные врачи, залечивают физические раны своей земной Родины и восстанавливают ее душевную красоту наполненную молитвами.

   После посещения пещер мы едем на источник в Салолейку. В советское время это святое место пытались уничтожить, но теперь оно восстановлено и  люди черпают отсюда замечательную воду, освященную молитвами древних подвижников. Много преданий связано с Салолейкой. Одно из них повествует нам о трагической гибели 40 старцев, якобы убитых и закопанных в горе, пугачевцами. После их смерти, как бы в награду за их мученичество, из-под горы забило 40 родников.

   Здесь сделаны две купальни, в которых все желающие смогли омыться под струями святых родников. Для многих эти купальни кажутся необычными, так как все привыкли погружаться в купели, а тут вода льется сверху прямо на голову. Да и вообще эта поездка необычная: то, с чем мы в ней столкнулись, для многих было открытием более высоких подвигов, которыми дышит православие, и с которыми нам ранее не доводилось сталкиваться. Все мы конечно наслышаны о великих подвижниках древности. Но когда приезжаешь в место, где они несли свой труд, то начинаешь чувствовать Дух, дававший им силы на совершение начатого поприща, Дух, и поныне наполняющий эти святые места, посещение которых укрепляет нашу веру и дарует надежду на жизнь вечную при исполнении Христовых заповедей.

 

PS.

   К месту стоит упомянуть об одном недоумении, которое породила эта поездка, а в частности посещение пещерного монастыря. Некоторые в подвижниках этого монастыря увидели связь с недавними событиями, произошедшими так же в Пензенской области, когда несколько десятков людей затворились в пещере, ожидая конца света на Пасху. Чем же отличаются те монахи, жившие здесь от тех безумцев, подвергших свои жизни и жизни своих детей смертельной опасности? Во-первых, для монахов каждый день был как последний, они не назначали время кончины мира, они ожидали его ежесекундно, так как «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф.24:36), говорит Христос, а лжезатворники назначили определенную дату. Монахи молились за весь мир, а те всех возненавидели. Монахи со смирением принимали смерть от гонителей, а лжезатворники грозились сами себя взорвать вместе с теми людьми, которые хотели оказать им помощь. И, в конце концов, монахи посвящали своему подвигу всю свою жизнь, а те хотели переждать пока все люди, что не с ними, перемрут при кончине мира, а они останутся полновластными хозяевами земли.

   Спрашивают о лжезатворниках, зачем понадобилось их оттуда вытаскивать? Ну а как поступить, если психически больной залезет на крышу и сядет, свесивши вниз ножки? Всем знакома подобная ситуация, и никому не кажется странным, что этого больного с великой предосторожностью будут стараться оттуда снять. Но если на ту же крышу поднимется человек в здравом уме, к примеру чтобы устранить возникшую в ней течь, ни у кого не вызовет беспокойство его пребывания там.

   Поэтому не надо считать недавно имеющую место ситуацию с уходом под землю этих людей нормальной, тем более, что конца света так и не наступило а их лидер занял пустующее место в психиатрической лечебнице.

Иерей Владимир Шелдовицин.